Игровое разрешение Full HD по-прежнему остается самым востребованным среди пользователей по всему миру. Картинка высокой четкости с поразительным качеством изображения медленно наступает на пятки признанному формату. Сервис Steam постоянно собирает информацию об аппаратных предпочтениях игроков. Так вот данные за июнь текущего года весьма красноречивы: 48,77% геймеров выбирают разрешение 1920х1080, а, например, 2560х1440 — всего 2,19%.
Для компьютерных игр не нужен топовый ЦП с восемью вычислительными потоками и бешеной тактовой частотой.
Удивительно, но 4К крайне непопулярен, мониторы с таким разрешением установлены лишь у 1% пользователей Steam. Это объясняется высокой стоимостью таких панелей; не стоит забывать и про необходимость покупки мощной видеокарты, чтобы любимая игра выдавала порядочное кол-во fps в 2160р.
Кстати, все больше игроков устанавливает в свои системы 8 Гбайт оперативной памяти (более половины всех геймеров сервиса Steam). Четыре гигабайта, которых совсем недавно было более чем достаточно, используют менее 20% юзеров.
Но сегодня мы поговорим о процессорах. С оперативной памятью и видеокартами в игровом ПК все более-менее понятно; рецепт не меняется уже много лет: чем больше (мощнее), тем лучше. А вот какой процессор целесообразно выбрать для компьютерных игр?
Как правило, экономные геймеры не всегда отдают предпочтение топовым решениям. Зачастую выбор останавливается на золотой середине (например, заблокированном Intel Core i5) или младшей модификации в линейке (Intel Core i3 или вовсе Pentium). Это крайне правильный и оправданный поступок.
Для компьютерных игр не нужен топовый ЦП с восемью вычислительными потоками и бешеной тактовой частотой (мы говорим о стандартных ПК с одной видеокартой; мульти-графические системы с несколькими мониторами — отдельная история, как раз там 8-ядерный камень лишним не будет). Потенциал современных графических видеокарт высочайшего уровня (например, GeForce GTX 1080) раскрывается силами процессора, который в рознице стоит 150-200$.
Full HD или 1440р?
Качество 1920х1080 по сей день остается вполне достойным для компьютерных игр (и уж тем более для просмотра видео). Очевидно, что время идет, с ним растет и разрешение дисплеев (даже не ставший пока еще мейнстримом 4К уже является вчерашним днем, на рынке появляются мониторы с 5К и 8К разрешением).
Ключевой вывод следующий: чем выше разрешение дисплея, тем меньше нагрузка на центральный процессор.
Однако следующий шаг после Full HD, которым является формат 2560х1440, способен удивить геймера, который прежде не сталкивался с подобным разрешением. Игровая картинка в 1440р более сочная и детализированная по сравнению с 1080р; на дисплеях с диагональю более 24 дюймов предпочтительно использовать именно такой формат.
В конце концов, мониторы с поддержкой 1440р становятся все более доступными, бессмысленно отказывать себе в подобном удовольствии, если вопрос сборки игрового ПК актуален прямо сейчас (при условии приобретения и дисплея).
Соответственно возникает еще один вопрос: какая железная начинка требуется для раскачки игр в формате 2560х1440 пикселей?
Если коротко, то высокое разрешение позволяет существенным образом сэкономить на центральном процессоре, однако оно требует существенных вложений в графическую подсистему (если посмотреть на тестовые диаграммы, то этот вывод вполне очевидный). Прорисовкой детализированной картинки занимается преимущественно графическое ядро и соответствующая память; ЦП задействован минимально.
Тестовые конфигурации
Итак, для оценки влияния центрального процессора на средний кадр/с в современных играх (в разрешениях 1920х1080 и 2560х1440 пикселей) мы использовали видеокарту Palit GeForce GTX 1080 Ti GameRock Premium Edition и 8 Гбайт памяти Kingston HyperX Fury DDR4-2666 во всех случаях.
Мощности указанного адаптера достаточно для игр в указанных разрешениях (исключением является лишь Deus Ex: Mankind Divided с не самой лучшей оптимизацией).
Список испытуемых платформ:
- AMD Ryzen 5 1400 + ASUS ROG Crosshair VI Hero
- Intel Core i3-7350K + ASUS ROG Maximus IX Code
- Intel Core i5-7600K + ASUS ROG Maximus IX Code
- Intel Core i7-7700K + ASUS ROG Maximus IX Code
- Intel Xeon E5-2620 v4 + ASUS X99-E-10G WS
Как видите, в перечне представлены самые разнообразные процессоры на любой вкус и кошелек (в списке не только десктоп решения, но и серверный вариант ЦП, который без проблем функционирует на мейнстрим платах с чипсетом Intel X99).
В каждую из этих систем поочередно устанавливалась видеокарта Palit GeForce GTX 1080 Ti и память Kingston HyperX Fury DDR4-2666 (8 Гбайт), после чего прогонялись игровые тесты. Полученные результаты мы занесли в опубликованную графику.
AMD Ryzen 5 1400 | Intel Core i3-7350K | Intel Core i5-7600K | Intel Core i7-7700K | Intel Xeon E5-2620 v4 | |
---|---|---|---|---|---|
Техпроцесс | 14 нм | 14 нм | 14 нм | 14 нм | 14 нм |
Совместимый разъем | Socket AM4 | Socket LGA 1151 | Socket LGA 1151 | Socket LGA 1151 | Socket LGA 2011 |
Кол-во ядер/потоков | 4/8 | 2/4 | 4/4 | 4/8 | 8/16 |
Номинальная частота | 3200 МГц | 4200 МГц | 3800 МГц | 4200 МГц | 2100 МГц |
Частота Turbo | 3400 МГц | 4200 МГц | 4200 МГц | 4500 МГц | 2300 МГц |
Кэш | 8 Мбайт | 4 Мбайт | 6 Мбайт | 8 Мбайт | 20 Мбайт |
TDP | 65 Вт | 60 Вт | 91 Вт | 91 Вт | 85 Вт |
Поддержка памяти | DDR4-2667 | DDR4-2400 | DDR4-2400 | DDR4-2400 | DDR4-2133 |
Графические конфигурации PCI Express | 1x16 или 2x8 | 1x16, 2x8 или 1x8+2x4 | 1x16, 2x8 или 1x8+2x4 | 1x16, 2x8 или 1x8+2x4 | x4, x8, x16 |
Стоимость | 159$ | 168$ | 242$ | 339$ | 417$ |
Производительность и результаты тестирования
Ключевой вывод следующий: чем выше разрешение дисплея, тем меньше нагрузка на центральный процессор. В формате 2560х1440 пикселей не имеет никакого значения на какой частоте работает ЦП и сколько у него физических ядер/вычислительных потоков, итоговый кадр/с все равно одинаковый. Конечный fps зависит исключительно от мощности графического адаптера.
Высокое разрешение позволяет существенным образом сэкономить на центральном процессоре.
В Full HD все несколько иначе. В самом популярном разрешении процессор играет важную роль. И верный выбор ЦП зависит от игровых предпочтений каждого геймера. Какие-то проекты любят высокую тактовую частоту, а какие-то оптимизированы под многопоточность. Приведенные ниже диаграммы лишний раз подтверждают это факт.
Обратите внимание, что относительно бюджетный AMD Ryzen 5 1400 хоть и не демонстрирует равный кадр/с по сравнению с ЦП от Intel, тем не менее, показывает вполне неплохой результат в играх. Вряд ли найдется геймер, которому принципиальна разница между 50 и 80 fps.
В паре с мощным графическим ускорителем AMD Ryzen 5 1400 весьма неплох, хотя равный по стоимости Intel Core i3-7350K все равно предпочтительнее (но только в играх, с системными многопоточными задачами AMD Ryzen 5 1400 справляется лучше, но это уже другая история).
Заключение
Высокое разрешение в современных играх однозначно стоит того, чтобы раскошелиться на приличный монитор и мощную видеокарту. Центральный процессор в таком случае не должен быть топовым. Как видите, вполне подойдет Intel Core i3, а также AMD Ryzen с тактовой частотой выше 3000 МГц.
Два физических ядра и четыре потока — это пока еще не самое страшное в современном ПК. Гораздо хуже, когда в распоряжении пользователя оказывается ускоритель уровня GeForce GTX 1060 или Radeon RX 580, не способный быстро переварить детализированную картинку. И здесь не поможет даже восьмиядерный камень с 16 вычислительными потоками.