В середине 1990-х годов прошлого века счастливые обладатели персональных компьютеров (с выпуклыми ЭЛТ-мониторами, здоровенными клавиатурами и процессорами Intel 80386 внутри) только-только знакомились с особенностями трехмерных развлечений и погружались в неизведанный мир шутеров от первого лица и динамичных симуляторов. На жесткие диски, вмещающие в себя скромные 340 Мбайт, попадали преимущественно громкие проекты, которые в то время были у всех на слуху (Wolfenstein 3D, Doom, Earthworm Jim и т.д.). Поэтому нет ничего удивительного в том, что в 1994 году экшен System Shock затерялся среди более именитых релизов (Doom II, Need for Speed, Heretic).
На неспешное прохождение System Shock образца 2023 года требуется примерно 10 часов.
Но проект, созданный студией Looking Glass, все же стал культовым (не в последнюю очередь это связано с тем, что над ним тогда работал молодой и амбиционный Уоррен Спектор). Оригинальный System Shock породил целый жанр, который стал основой для будущих игр. И речь идет не только о System Shock 2, но и о современных экшенах класса ААА (BioShock, Prey, Deus Ex, Dishonored).
Спустя почти 30 лет малоизвестная студия Nightdive выпустила ремейк System Shock (на базе Unreal Engine 4). Мы эту игру очень ждали, потому что пройти оригинал в том самом 1994 году (да и в последующие годы) так и не удалось.
Разработка ремейка шла медленно (анонс состоялся аж в 2015 году), релиз то и дело откладывали, но создатели все-таки завершили начатое. И результат превзошел все ожидания.
В Nightdive Studios проделали великолепную работу, хотя необходимо признать, что ремейк несколько отличается от оригинала. Если вы посмотрите на уровни System Shock образца 1994 года, то заметите, что в версии 2023 года они сконструированы иначе (мелкие детали, которые никак не влияют на общее впечатление).
System Shock относится к жанру экшен, но здесь присутствуют приключенческие и RPG элементы. В игре есть инвентарь, карта, журнал (для чтения сообщений), возможность модифицировать вооружение и использовать всевозможные модули (защитные, усиливающие и т.д.).
Действие экшена System Shock происходит на космической станции «Цитадель» в 2072 году. Главный герой хакер (он же насекомое, он же букашка) противостоит ИИ Shodan. Ваша задача — помешать планам зловещего компьютера уничтожить землю и поработить человечество (прям как Скайнет из «Терминатора»).
Геймплей System Shock затягивает и увлекает.
Собственно, все 10 часов, которые требуются на прохождение System Shock образца 2023 года, вы будете перемещаться по этажам «Цитадели», отстреливать многочисленных монстров и киборгов, а также решать занятные головоломки. Звучит просто, не правда ли? Но на деле это приключение может оказаться настоящим кошмаром.
Да, формально System Shock — это коридорный шутер, но мы еще раз напоминаем о том, что перед нами игра, придуманная в 1994 году, а ее создатели в те годы являлись истинными энтузиастами и пионерами жанра. Поэтому легкой эта многочасовая прогулка не может быть по определению.
И дело здесь не в том, что противники уничтожают вас за два выстрела/удара. И не в том, что патронов первое время категорически не хватает. Основная сложность заключается в том, что игра не ведет вас за ручку, как это принято в современных играх.
Здесь все по-взрослому. Вот вам станция, вот вам уровни, задача более-менее ясна. Действуйте. Как вы будете ее решать — это ваши проблемы. Полагаться можно только на собственный интеллект, смекалку и редкие аудио сообщения, которые разбросаны по станции.
Слушайте их внимательно, потому что практически все несут в себе полезную информацию (куда пойти, где найти код от той или иной двери, в какой последовательности запускать антенну/реактор и так далее).
Лишней информации в System Shock практически нет. Это игра, которую необходимо проходить с ручкой и блокнотом на столе (как в старые добрые времена). Рекомендуем записывать все трехзначные числа, которые вы увидите в сообщениях, на мониторах, панелях и т.д. Они обязательно пригодятся (учтите, что при каждом прохождении они генерируются случайным образом).
Благо, что на YouTube выложено полное прохождение System Shock (и не одно). Признаться, без него завершить начатое было бы невозможно.
Такие игры, как System Shock, уже не выпускают.
В игре, кстати, есть три уровня сложности (1, 2 и 3). Вы выбираете не общее значение, а каждую цифру для боевой составляющей, головоломок, заданий и сражений в виртуальном пространстве.
Мы проходили System Shock на втором уровне сложности (во всех случаях) и это было невероятно сложно. Определенные моменты приходилось перепроходить по 5-8 раз, а сохраняться — каждые 30 секунд.
Некоторые задания чересчур замороченные (порой даже абсурдные) и понять без прохождения, как их решить, попросту невозможно.
Геймплей System Shock затягивает и увлекает. Игра заставляет думать и в прямом смысле высасывает физические силы. Каждые 1,5-2 часа появлялось сильное желание сделать перерыв, чтобы отдохнуть и обдумать происходящее.
В игре достойная боевая система и внушительное количество оружия, которое можно модифицировать (плюс предусмотрены различные типы боеприпасов). Поэтому отстреливать противников в System Shock — это особое удовольствие.
Единственное, что нам не понравилось — это поведение оружия ближнего боя (атака происходит как-то неестественно, слишком топорно) и гранат (невозможно заранее оценить/рассчитать дистанцию для броска, есть претензии и к зоне поражения).
Заключение
Такие игры, как System Shock, уже не выпускают. И если вам интересно, откуда растут ноги у ваших любимых современных проектов, которые вышли после 2000 года, обязательно пройдите ремейк 2023 года. Пусть даже не до конца (очевидно, что осилят «это» единицы), но познакомиться с ним совершенно необходимо.
System Shock — это невероятная атмосфера, будоражащая сюжетная линия, достойная боевая система, классные головоломки, абсолютный хардкор, дух 90-х (когда цифровые технологии только становились неотъемлемой частью повседневной жизни) и правильный саундтрек (взять хотя бы трек The Order Of Death группы Public Image Ltd.). Рекомендуем.