С выходом новых серий видеокарт мы постоянно слышим об инновациях и оптимизациях технологий AMD CrossFire и NVIDIA SLI, но на деле рядовой юзер едва ли сталкивается с этими функциями в процессе пользования дарами цифрового мира. Что это за зверь и с чем его подают в общем-то знает каждый любитель компьютерного железа, но вот о реальной пользе (или бесполезности) слышали далеко не все. У нас в редакции оказалась пара недавно протестированных видеокарт на чипе AMD Radeon R9 390, причем от разных производителей, в связи с чем мы и решили поэкспериментировать с экзотической связкой из двух однокалиберных адаптеров.
Проблема с драйверами для AMD CrossFire существует с момента изобретения этой технологии.
От соединительных шлейфов и обязательной парности устройств в AMD уже давно отказались (хорошо это или плохо, однозначно сказать сложно), а значит собрать систему с тандемом из графических ускорителей стало еще проще.
Собственно связку AMD CrossFire R9 390 мы реализовали на базе видеокарт ASUS Strix R9 390 и Sapphire NITRO R9 390 8G D5, частоты ядра и памяти у устройств разные (в отличие от архитектурных особенностей чипа и PCB), но, как известно, при совместной работе все приравнивается к более приземленной версии, с самыми низкими показателями.
Тестовый стенд:
Процессор — Intel Core i7-3820
Материнская плата — ASRock X79 Extreme6/GB
Оперативная память — Kingston HyperX Fury HX316C10FWK2/16
Блок питания — Corsair AX1200i 1200W
Но обо всем по порядку. Тестовая материнская плата поддерживает работу двух (и даже больше) адаптеров в тандеме на скоростях PCI-E x16, более того, версия интерфейса может быть переключена в BIOS с Gen2 на Gen3, что на бумаге должно положительно сказаться на пропускной способности графической подсистемы, а значит и на тестовых результатах.
Чуда не произошло. В бенчмарке FINAL FANTASY XIV: Heavensward результат на втором поколении PCI-E 2.0 оказался равен 13216 баллам, на PCI-E 3.0 – 13377 единицам. Разница по сути сводится к погрешности. Не смотря на это, все остальные итоги получены именно на третьей версии PCI-E.
Проблема с драйверами для AMD CrossFire существует фактически с момента изобретения этой технологии. Найти оптимальное ПО, порой, бывает очень сложно. Так произошло и в этот раз. Скажем лишь, что наиболее добротной (можно сказать рабочей) версией на момент испытаний являлась Catalyst 15.7 без каких-либо бета-версий, надстроек и т. д. Просто скачайте классическую версию этого ПО с официального сайта и установите его на одну (!) видеокарту.
Дело в том, что мы столкнулись с проблемой неадекватной реакции драйвера и ОС при установке драйвера на собранный тандем видеокарт, экран периодически гас или же просто не удавалось попасть в операционную систему.
Проблема решилась с помощью установки драйвера на единичный ускоритель, после чего в материнскую плату монтировалась еще одна плата (само собой в выключенном состоянии ПК).
Долгожданного двукратного прироста ни в играх, ни даже в бенчмарках запечатлеть не удалось.
Не исключено, что данный эксперимент под названием AMD CrossFire R9 390 сыпал разнообразными ошибками и в общем-то провальными тестовыми результатами как раз из-за разных видеокарт самих по себе, даже не смотря на одинаковый чип в каждом из устройств. Как ни крути, но система собрана отчасти не по фэн-шую.
Но мы знаем немало примеров и опытов, когда такая система работала полноценно и нормально. В общем-то на стабильность и в нашем случае особо жаловаться не приходилось. Драйвер (как и все приложения) прекрасно опознал CrossFire тандем, правда по-прежнему повествуя именно о связке из AMD Radeon R9 290, но обо этой проблеме (исключительно маркетингового характера) мы неоднократно твердили в статьях про AMD Radeon R9 390.
Ощутимый рост среднего кадра в секунду отмечен в таких играх как: BioShock Infinite, Hitman: Absolution и GTA V (игра отображает реальные и более чем внушительные 16 Гбайт видеопамяти).
Функции энергосбережения для новейших радеонов работают и на CrossFire, но даже с учетом распределения нагрузки (вряд ли она равномерная на 100%, на первую карту в связке все равно приходится большая часть работы) адаптеры нагреваются практически в равной степени, и по личным наблюдениям пропеллеры на двух ускорителях запускаются чаще, нежели при использовании лишь одной AMD Radeon R9 390. Впрочем на общих шумовых характеристиках это не сказывается никак.
Теперь поговорим о тестовых результатах и о поведении AMD CrossFire R9 390 в представленных приложениях.
Долгожданного двукратного прироста ни в играх, ни даже в бенчмарках запечатлеть не удалось. Шутка ли, но и в наиболее лояльном к CrossFire приложении 3DMark связка из двух плат зачастую проигрывает единичной ASUS GTX 980 20th Anniversary Gold Edition, пусть и разогнанной донельзя.
При должной оптимизации и «допиливании» драйверов со стороны AMD, связка из двух ускорителей действительно может оказаться полезным вложением, если у вас есть долгосрочные планы на GTA 5. Затраты и настройка явно окажутся оправданы.
Ощутимый рост среднего кадра в секунду отмечен в таких играх как: BioShock Infinite (причем в этой игре прирост наиболее заметный, фактически двукратный), Hitman: Absolution (здесь вторая плата помогает добиться весьма высокого минимального кадра, то есть тандем спасает непосредственно от просадки fps в сложных сценах) и GTA V (игра отображает реальные и более чем внушительные 16 Гбайт видеопамяти).
В остальных играх AMD CrossFire R9 390 нередко уступал в показателях даже единичной AMD Radeon R9 390, что опять же, учитывая историческое развитие технологии, является ситуацией вполне обыденной.
В двух играх наблюдались проблемы с изображением. В Total War: Rome II прослеживались артефакты и мерцание на экране. А в GTA 5 картинки как таковой не было вообще (с вертикальной синхронизацией и без). Однако средний кадр во время затемненного бенчмарка находился на высокой отметке.
Зато из всех побывавших в наших руках видеокартах с мая текущего года, только связке AMD CrossFire R9 390 удалось на самых максимальных настройках качества в GTA V добраться до 100-120 кадр/с.
Важно помнить, что установка двух видеокарт никогда не гарантирует двукратного прироста производительности.
При должной оптимизации и допиливании драйверов со стороны AMD, связка из двух ускорителей действительно может оказаться полезным вложением, если у вас есть долгосрочные планы на GTA 5. Затраты и настройка явно окажутся оправданы.
В итоге технология AMD CrossFire скорее жива, чем мертва, однако есть основания предполагать, что в перспективе NVIDIA и AMD откажутся от мульти графических решений (даже от весьма удачных примеров с двумя чипами на одной PCB типа ASUS ROG Mars 760). Во-первых, слишком много проблем с оптимизацией таких устройств, а во-вторых, возможностей одиночных современных видеокарт вполне достаточно для обработки изображения в Full HD самого высокого качества (об этом знают и разработчики игр, которые научились попадать в предлагаемые аппаратные рамки).
С другой стороны существует разрешение 4К, набирающее популярность и становящееся доступным. Для подобных дисплеев использование нескольких адаптеров в одной системе может быть по-прежнему целесообразным.
Есть основания предполагать, что в перспективе NVIDIA и AMD откажутся от мульти графических решений.
Важно помнить, что установка двух видеокарт никогда не гарантирует двукратного прироста производительности. Это уже особенности пропускных линий PCI-E и работы парных решений как таковых. А ведь за два ускорителя необходимо выложить двойную стоимость. В случае с AMD CrossFire R9 390 речь идет о 40000 рублей в среднем. А на практике даже одиночная GeForce GTX 980 оказывается мощнее.
Нам остается лишь ждать более оптимизированных драйверов от AMD и реализации AMD CrossFire в современных играх. Стоит попытаться правильно тратить предоставленные средства с получением максимальной отдачи, ибо долгий и муторный процесс сборки, настройки и использования мульти графической платформы все еще не приносит должного удобства, простоты, комфорта и удовлетворения.
Результаты тестирования AMD CrossFire R9 390: