Релиз Fallout 4 состоялся без переносов и каких-либо технических проволочек (хотя вопросы к производительности/оптимизации на старте возникли). В этот раз фанатам серии даже не пришлось месяцами просматривать завлекающие скриншоты и трейлеры, так как Bethesda анонсировала проект летом, а уже осенью он был доступен для загрузки.
В Fallout 4 много отсылок к оригинальному Fallout.
Совершенно очевидно, что Fallout 4 — это не Fallout 2, но вселенная по-прежнему узнаваема (эдакий постапокалипсис в реалиях 2015 года, когда игрока за руку ведут к заветному финалу, обучая по ходу дела навыкам стрельбы, ходьбы и т.п.), а уникальная история пишется каждым геймером самостоятельно.
Vault-Tec, убежища, синие костюмы, ядерные бомбы, грязная вода, радиация, роботы, мутанты, зараженные полулюди, – все это, безусловно, есть в Fallout 4.
Пожалуй, это первая игра серии, которая формально берет свое начало до ядерной бомбежки, то есть в нормальном зеленом и счастливом мире без пустошей и супермутантов.
Однако Dolce vita длится недолго, час икс наступает в течение 10 минут после старта, и вот мы уже теряем все, что у нас было (семью, дом и мечты о славном будущем).
Сюжет и геймплей
Сюжет играет важную роль в Fallout 4, и рассказанная история действительно захватывающая и интересная. Разработчики решили столкнуть игрока с жестоким выбором, коварными опасностями и длительными блужданиями по безжизненной пустоши в поисках собственного сына.
Техническим ядром арсенала являются модификации.
Fallout 4 — это экшен с элементами RPG, ничем по сути не отличающийся (в плане геймплея) от Fallout 3 и Fallout: New Vegas. В некоторой степени перед нами логическое продолжение предыдущих частей, но не в историческом и сюжетном аспектах, а в техническом.
Квестов принеси-подай в Fallout 4 очень много, многие из них довольно любопытные. Процесс неспешного изучения игрового мира (главная особенность любого Fallout) гарантирует вау-эффект в первые часы, в ходе которых каждый геймер будет в буквальном смысле посвящен самому себе.
Погулять, пострелять по злым монстрам, понаблюдать за сменой ландшафта (восходами, закатами, погодными условиями) — главное, чем стоит заняться в Fallout 4 на старте. Не нужно ни с кем разговаривать, выполнять квесты и т.п. Просто идем вперед и получаем удовольствие от изучения нового мира (уровень развития будет расти в любом случае). Поверьте, именно от этого увлекательного блуждания будет зависеть ваше итоговое впечатление от игры.
В Fallout 4 много отсылок к оригинальному Fallout. Скажем, имена персонажей (Доктор Ли), локации (подводная лодка с китайским капитаном) и квесты.
Даже музыкальное сопровождение, звучащее в самом начале Fallout 4, сильно напоминает мелодику Fallout 2. В такие минуты хочется поблагодарить разработчиков за приятные воспоминания, столь ценные для преданных фанатов серии.
Был ли Fallout 4 заведомо обречен на успех? Наверное, да.
По бескрайним просторам четвертой части можно путешествовать не только в одиночку, но и вместе с псом Dogmeat, супермутантом Силачом, рыцарем Братства Стали, детективом-синтом, журналисткой, членом подпольной группировки и другими обитателями открытой вселенной.
Но есть одно очень существенно ограничение: активным спутником может быть только один персонаж. Ситуацию никак не решить даже с помощью способностей или перков (весьма странный ход разработчиков).
Командные герои не умирают (иногда они получают большое количество урона и на некоторое время становятся неактивны), зато стреляют метко и весьма полезны в пути.
Напарники могут носить вещи, сообщать о тайниках, использовать броню (существует даже вариант для собаки) и оружие, которым вы экипируете союзника.
S.P.E.C.I.A.L. и V.A.T.S.
Без этих знакомых букв не было бы и Fallout. Семь ключевых способностей являются базисом главного героя, а вот внешние особенности (волосы, форма лица, шрамы, татуировки) на геймплей не влияют.
Vault-Tec, убежища, синие костюмы, ядерные бомбы, грязная вода, радиация, роботы, мутанты, зараженные полулюди, – все это, безусловно, есть в Fallout 4.
В Fallout 4 процесс распределения стартовых очков (21) происходит фактически вслепую. Игрок просто раскидывает баллы по характеристикам, не понимая, что на что влияет. Это грустно, ведь именно значение указанных параметров сказывается на скорости развития персонажа, доступных перках и т.д.
Разработчики современных Fallout’ов все дальше уходят от ролевых корней, заложенных студиями Interplay Entertainment и Black Isle Studios. В Fallout 4 нет процентных показателей умений и наглядных обозначений уровня владения ручным, тяжелым и энергетическим оружием, а также навыков вскрытия замков, кражи и т.д.
При этом по ходу игры мы понимаем, что где-то глубоко в коде эти соотношения и закономерности прописаны (при выборе каждого нового перка нам говорят о 25% увеличении того или иного навыка), но геймеру нельзя вмешиваться в сложную и крайне важную RPG составляющую проекта.
Все, что у нас есть, – это таблица перков, состоящая из семи характеристик S.P.E.C.I.A.L., которые мы можем увеличить до 10 единиц, и 70 способностей.
Последовательность развития перков крайне неоднозначная и порой глупая. Жесткий алгоритм заставляет тратить честно заработанные уровни на откровенную чушь.
Чтобы получить желаемые умения, зачастую приходится развивать совсем не те навыки, которые хочется. И ничего поделать с этим нельзя.
Более того, введены ограничения на уровни. Видимо, для того, чтобы опытные геймеры не получили все игровые вкусности раньше предусмотренного разработчиками времени. Скажем, ступени перков «Фанатик оружия» или «Наука» открываются лишь через каждые 6-8 уровней.
Разработчики принуждают игрока плясать под свою дудку и двигаться по эдаким рельсам. Иногда даже случается блокировка определенных локаций (зачастую сюжетных) и снаряжения до момента достижения определенного уровня (или получения профильного квеста).
В Fallout 4 можно производить любое снаряжение.
Зато любым тяжелым оружием можно пользоваться сразу, как только оно появится в руках (никаких ограничений на «Силу»). И Power Armor для этого не требуется.
С каждым новым уровнем вы вправе добавлять дополнительные единицы к системе S.P.E.C.I.A.L. (раньше это можно было сделать только с помощью специальных перков и способностей). Отчасти на этом и построено развитие всех остальных навыков героя.
Улучшить характеристики персонажа в Fallout 4 можно и с помощью журналов (раскиданы по локациям открытого мира), а также пупсов, появившихся еще в Fallout 3.
Носить с собой найденные журналы постоянно не нужно. После прочтения их лучше удалить из инвентаря и продать за крышки.
В итоге про классическую систему развития, которую мы помним по Fallout и Fallout 2, можно забыть.
Система V.A.T.S. привязана к «Ловкости». Чем этот показатель выше, тем больше у вас очков действия. ОД тратятся на выстрелы по разным частям тела противника (как в Fallout 3).
Сюжет играет важную роль в Fallout 4.
Это по-прежнему весело и забавно. Хотя есть ощущение, что время задержки в Fallout 4 снижено по сравнению с третьей частью. Враг способен нанести вам урон даже в момент распределения очков (никакой полной паузы на раздумья).
В V.A.T.S. добавлена опция задержки дыхания при стрельбе (клавиша Alt), а также возможность распределения ОД на несколько противников.
А вот так называемый «Критический удар» разработчики фактически похоронили. Остался лишь специальный индикатор (отображается при входе в V.A.T.S.), заполняемый по мере осуществления удачных атак. Он активируется посредством нажатия на «Пробел» (когда вам этого захочется). Элемент случайности полностью утерян (а ведь он был ключевым).
Критический удар — это своеобразная суператака, контролируемая пользователем (как в Street Fighter и Mortal Kombat).
Оружие, броня и модификации
А вот за инвентарное разнообразие Fallout 4 стоит похвалить. Учтены ошибки прошлой игры (Fallout 3), добавлены важные нововведения и принципиально иной подход к боевой системе.
Про классическую систему развития, которую мы помним по Fallout и Fallout 2, можно забыть.
Серия Fallout всегда славилась огромным количеством предметов (арсенал, броня, любопытные детали и безделушки), которые болтались в инвентаре.
Нельзя сказать, что в Fallout 4 очень много оружия. В Bethesda пошли другим путем. Техническим ядром арсенала являются модификации, для создания которых предусмотрены станки, оружейные мастерские и т.д.
В Fallout 4 можно производить любую амуницию (пушки, броню, гранаты, стимуляторы и т.п.), кроме патронов, но недавно вышла модификация, позволяющая решить и этот вопрос. При желании из обычного пистолета реально собрать плазменную винтовку. В этом и заключается особый шик системы.
Модифицировать можно прицел, рукоятки, ствол, надульные насадки и т.д. Вариаций много, а процесс крафта простой и понятный. Скажем, стандартный гранатомет можно заставить стрелять не одним зарядом, а очередями.
Подобная вариативность формирует дополнительный интерес и меняет игровой стиль прохождения. Поэтому во время путешествий по пустыне обращайте пристальное внимание на материалы, из которых созданы окружающие вас предметы (возможно, именно они пригодятся в ближайший момент). Клей, болты и алюминий запасайте в промышленных масштабах.
Носить с собой весь рабочий хлам не нужно. Его целесообразно складировать в верстаках, химических лабораториях и мастерских для брони.
Строительство
Разработчики зачем-то решили сделать из Fallout эдакий Minecraft с возможностью сооружать столы, стулья, диваны, генераторы, дома и т.д.
Определенный смысл в прокладке продовольственных линий между городами и обустройстве внешнего мира Fallout 4, безусловно, есть (внешняя эстетика, личные амбиции и т.д.), но ведь это игра не про то. Не правда ли?
К сожалению, полностью избежать возни со строительным верстаком не удастся, потому что в игре есть сюжетные квесты, напрямую зависящие от этого процесса.
Мы хотим поблагодарить разработчиков Fallout 4 за отказ от ремонтных комплектов для оружия и брони. Наверняка вы помните про профильные наборы, которые дебютировали в Fallout 3. Теперь оружие не ломается, а броня не изнашивается.
Найденное снаряжение прослужит вечно. Здорово, что создатели наконец-то пришли к этому логичному и очевидному выбору.
Силовая броня (Power Armor)
Раньше до топовой защиты нужно было, что называется дорасти, а теперь использовать ультимативный комплект можно практически с самого начала. Порой силовой экзоскелет одиноко стоит прямо посреди леса (забирай на здоровье).
У этого Power Armor появились модификации защитного и визуального характера. На силовую броню можно нацепить джетпак, фонарики, автоподатчик стимуляторов и т.п.
Однако все комплекты силовой брони питаются от аккумулятора (он же ядерный заряд). Энергия тратится на банальную ходьбу, стрельбу, защиту и т.д.
На начальном игровом этапе ядерные заряды будут попадаться редко, зато после 10-15 часов игры в арсенале их будет уже не меньше 20-30 штук.
Силовая броня хорошо защищает игрока от внешних воздействий, но путешествовать в ней не очень комфортно (низкая скорость передвижения, ограниченный угол зрения, интерфейсные датчики и рамки, закрывающие обзор). К тому же работать на верстаках в Power Armor невозможно.
Карта и локации
Размер игровой вселенной Fallout 4 впечатляет, хотя нам не показалось, что мир больше, чем в тех же самых Fallout: New Vegas или Fallout 3. Локаций много, они разнообразные, поэтому координаты мест с расположением силовой брони, экипировки для собаки и уникальных предметов могут оказаться очень кстати.
«Критический удар» разработчики фактически похоронили.
В ходе путешествия вам на глаза обязательно попадутся ободранные леса, голые пустыни, подводные лодки, исторические фрегаты с футуристическими дирижаблями, воздушные станции, а также населенные пункты с большим количеством бетонных построек.
К слову, крупных городов с обилием торговцев, всевозможных развлечений и квестов в Fallout 4 не так уж и много (два-три). И здесь мы вновь вспоминаем про Fallout и Fallout 2, где каждый второй персонаж предлагал что-то полезное за деньги.
Совершенно уникальные и неожиданные предметы в Fallout 4 (скажем, плазменный пистолет, «Толстяк» с боеголовками или алюминиевые подносы для модификаций) реально найти в самых непримечательных местах (на заброшенном заводе, бензоколонке, бункере или башне), поэтому проходить мимо неприглядного на первый взгляд захолустья не стоит.
Последовательное и неспешное путешествие по миру Fallout 4 – это и есть главная особенность игры. Как только все локации и точки на карте будут открыты, процесс перестанет быть столь увлекательным.
Музыкальная атмосфера и радио
В Fallout 4 (как и в третьей части) перед пользователем стоит выбор: слушать в процессе прохождения внутриигровое радио или наслаждаться окружающей атмосферой, пронизанной воем супермутантов, скрежетом металла вдалеке, выстрелами за сотни миль или тишиной (вновь вспоминаем про Fallout 2).
Радиостанции здесь базируются ближе к крупным городам и населенным пунктам, а на волне помимо композиций можно услышать полезную информацию (порой даже связанную с сюжетом). Иногда поиск полезных вещей сопряжен с пиликаньем передатчика.
Ассортимент мелодий в приемнике не велик, но без них атмосфера была бы не той.
Графика, оптимизация и производительность
Ядром Fallout 4 является модифицированный движок Creation Engine, который впервые был применен в The Elder Scrolls V: Skyrim (2011 год). Уровень детализации в Fallout 4 приличный, картинка сочная и яркая (отличия от Fallout 3 существенные).
Последовательное и неспешное путешествие по миру Fallout 4 – это и есть главная особенность игры.
Мы протестировали игру на ПК, в который был установлен процессор Intel Core i5-6600K, 16 Гбайт оперативной памяти, накопитель Kingston HyperX Predator PCIe SSD 480 Гбайт и видеокарта Sapphire Nitro R7 360 2G D5. Для разрешения Full HD и высоких настроек (без сглаживания и фильтрации) этого оказалось недостаточно.
На открытых пространствах с большим количеством объектов (особенно, когда на горизонте маячат большие города) средний кадр/с существенно проседает. Порой это происходит и в закрытых помещениях (стихийно, резко, ни с того ни с сего).
Мы предположили, что видеокарта попросту не тянет Fallout 4, но смена ускорителя на ASUS R9 Fury X (драйвер был обновлен до версии AMD Catalyst 15.11.1) ни к чему не привела. Корректировка графических настроек также не повлияла на результат (подергивания и тормоза не исчезли).
Причина очевидна — посредственная оптимизация. Если на ПК, где только процессор с видеокартой стоят примерно 60000 рублей, ощущаются столь явные просадки производительности, других причин быть не может.
Заключение
Пожалуй, в 2015 году ни один другой проект не вызывал столь бурного обсуждения у игровой публики. Поспорить с этим утверждением способна разве что GTA 5.
Был ли Fallout 4 заведомо обречен на успех? Наверное, да. Игре можно простить многое, ведь прекрасная вселенная, которую придумали разработчики, увлекает сильнее, чем подсчет оптимизационных багов и недоработок. Рекомендуем.